Городские агломерации: как усилить региональные взаимосвязи


Идея больших городских агломераций была популярна во времена президентства Дмитрия Медведева. Тогда действительно рассматривалось несколько крупных проектов. Это и Красноярская агломерация, и Самарская агломерация, и Иркутская агломерация и еще ряд других. Так же активно обсуждались проекты расширения Москвы и Санкт-Петербурга. В каждом конкретном случае за проектом стояла определенная цель. Поднять численность города до определенной величины – сделать его миллиоником. Юридически объединить в единый административно-территориальный комплекс уже сложившиеся межгородские структурные связи. Решить проблему согласованного развития мегаполисов и находящихся на их границах жилых и производственных комплексов и так фактически неразрывно с ними связанных. Но в любом случае речь шла о юридическом изменении границ территорий, упразднении одних городских поселений, или передачи части земли из одной юрисдикции в другую.
Для большинства проектов это касалось изменений в рамках одного субъекта федерации. Исключение составляли Москва и Санкт-Петербург. В первом случае вопрос решили достаточно нестандартным образом. Во втором случае расширение так и не произошло. Да и для большинства других городов проекты агломераций ушли с повестки дня, вместе с окончанием срока Дмитрия Анатольевича. 
Сейчас под агломерациями чаще всего понимают совместное развитие нескольких городов и поселений вокруг них, без образования единого «супер-города». Проведение референдумов, изменение в законодательстве, структурах управления и бюджетировании без продавливающей воли сверху само собой не происходит. Пока это был тренд развития региональной политики страны – да это было актуально, под это выстраивались региональные власти, был драв, были обещаны определенные федеральные преференции, был интерес у населения. Сейчас проблемы межтерриториального взаимодействия решаются в существующем формате, а создание новых структур ждет лучших времен и новой волны из центра определяющей новые направления развития субъектов РФ. В принципе, новый старт изменением ожидается после весны 2018 года, когда начнут реализовываться новые основы региональной политики, опубликованные Кремлем в начале 2017года. Подождем, не так много осталось.
Что же касается инициативы врио губернатора Новгородской области Андрея Никитина, что город Великий Новгород и Новгородский район должны развиваться как единый механизм, то в данном случае, все-таки говорится не об их объединении, а о выработке механизмов согласования стратегий развития, решения пограничных вопросов, учете интереса людей и предприятий, одновременно связанных и с городом, и с районом. Все это не требует каких-то радикальных изменений, не приводит к перестройке существующего управленческого аппарата, а задает только новое, еще одно, направление для его деятельности. Как пример для аналогии здесь можно привести функционирование Межведомственной рабочей группы координирующей совместные действия органов исполнительной Санкт-Петербурга и Ленинградской области.  Но только в данном случае под контролем одного губернатора, а не двух…
Проблем на границах крупных городов и соседних поселений действительно много. Это и транспорт, и медицинское обслуживание, и маятниковая трудовая миграция, и вынос за городскую черту крупных индустриальных предприятий и создание вокруг городов зоны комфортного проживания и еще много чего. Конечно, в данных условиях скоординированные действия должны быть выгодны всем. Выиграет и Великий Новгород и Новгородский район. Это кажется логичным лежащим на поверхности. И странно, если до последнего времени о наличии комплексной программы развития этих двух территорий не задумывались.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: