Новые правила Минфина для регионов: как получить деньги, которых нет


Бюджеты регионов сейчас в плачевном состоянии: объем расходных полномочий для подавляющего большинство субъектов РФ неподъемен. Именно поэтому в сентябре этого года было решено начать реструктуризацию бюджетных кредитов, которая предполагает выплату регионом долга очень небольшими долями. Но, конечно, правила такой реструктуризации должны быть четко прописаны: ежегодный объем покрытия долга уменьшили почти до предела, фактически оставив регионам деньги в обороте, но при этом должна быть жесткая платежная дисциплина.
Управление бюджетным процессом в регионах оставляет желать лучшего: нередки ситуации, когда, например, школа капитально ремонтируется, а на следующий год закрывается по причине малокомплектности. И региональные администрации, конечно, должны наладить у себя межведомственное и связанное с ним межбюджетное взаимодействие. Это логика Минфина РФ, и она, в общем, понятна. В этой логике подготовлены Правила, о которых идет речь, и они, вероятнее всего, будут приняты.
Но есть и другая сторона. Перегруженность регионов расходными обязательства, при этом доходная база у регионов различна. Кроме того, федеральный центр, стремясь закрыть и свои зияющие бюджетные дыры, все больше «запускает руку в региональный карман». Последний яркий пример — Сахалинская область. Деньги в федерацию уходят, а про расходные обязательства забывают: это и повышение зарплат бюджетникам, и дороги (есть регионы, где процент федеральных дорог от общего дорожного фонда составляет не более 10-15 процентов), и разрушающиеся коммунальные сети. И вот непомерно огромная статья расходов — лекарственное обеспечение больных орфанными заболеваниями. И это логика регионов. И мы, пожалуй, впервые видим своеобразный каминг-аут регионов: Карелия, Хакассия, та же Сахалинская область.
И, конечно, в этой логике (логике регионов) новые требования неоправданно жестки и абсурдны. Немного перефразируя известное выражение: это как заболевший орган лечить угрозой его ампутации. 

На деле же Минфин РФ придумал, как временно решить проблему с надвигающимся банкротством регионов. Болезнь не вылечили, а просто сняли тяжелую симптоматику, И, конечно, до дефолта регион доводить никто не будет: всегда есть возможность поменять губернатора или объяснить все «непредвиденными обстоятельствами»: наводнения, пожары, АЧС и пр. Либо кулуарно будет решен вопрос в индивидуальном порядке: благо, бюджетный процесс имеет много разнообразных механизмов.
А решать проблему надо, и ее решение — в ликвидации межбюжетного дисбаланса «центр — регионы», в расширении экономической самостоятельности регионов, увеличении их доходных полномочий. Но это задача большой политики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: