Глава Карелии Артур Парфенчиков отчитался в Законодательном Собрании об итогах деятельности правительства республики за прошлый год. Для него это был первый отчёт с момента вступления в должность губернатора Карелии. С середины февраля 2017 г. приступил он к обязанностям временно исполняющего обязанности главы Карелии. Почти полгода ушло на формирование правительственной команды, и процесс этот не завершён по сию пору. Поэтому каким-то образом существенно повлиять на социально-экономическую ситуацию в республике – ухудшить или улучшить – новый глава Карелии в принципе не мог. Тем более что с мая по сентябрь Парфенчиков вынужден был ещё и собственными губернаторскими выборами заниматься. Поэтому справедливо говорить, что и положительные, и отрицательные явления в экономической и социальной сферах связаны в большей мере не с новым руководством республики, а с событиями и действиями, начавшимися задолго до Парфенчикова. Инерция прошлых лет тащила его за собой весь прошлый год.

Из положительных результатов работы за год, уже непосредственно с его правительством связанных, можно назвать: уменьшение тарифа на электроэнергию для бизнеса (с 9,5 рублей за киловатт/час в 2017 году цена уменьшилась до 6,5 рублей) и новации в региональное законодательство, дающие налоговые и имущественные преференции для малого и среднего бизнеса. Есть ожидание, что это даст положительный эффект. Самое значимое управленческое решение правительства Парфенчикова – это выход на бездефицитный бюджет 2018 года. Исполнение данного обязательства зависит в первую очередь от федеральных дотаций и ещё «подмораживания» социальных программ.

Решение социальных задач в Карелии происходит за федеральные средства, поэтому для республики важно, чтобы продолжала действовать федеральная целевая программ экономического развития Карелии до 2020 года. Два предыдущих года (2016-2017 г.) правительство Карелии по собственной вине чуть было не потеряло федеральные деньги (по 3 миллиарда рублей ежегодно), но Парфенчикову удалось убедить Москву, что прежней нераспорядительности не будет, и необходимые проектно-сметные документы на готовящиеся к строительству объекты будут предоставлять Москве своевременно. В результате, начиная с нынешнего года, Карелия может рассчитывать на получение денег в рамках ФЦП (по 3 млрд руб. ежегодно), и, кроме того, республике всё-таки вернут прежде недополученные 5,5 млрд руб. На эти федеральные средства и будут решаться социальные задачи.

В 2018 году хорошие результаты следует ожидать от деятельности лесопромышленного комплекса, продолжится успешное развитие рыбной отрасли, особенно аквакультуры, где имеются перспективы строительства собственного селекционно-племенного центра (чтобы мальков рыбы выращивать), развитие собственной кормовой базы (рыбные корма производить, сейчас за границей их закупаем) и появление двух новых рыбоперерабатывающих предприятий в республике. Сохраняются большие проблемы в сельскохозяйственной отрасли.

Изменения в структуре экономики происходят медленно, поэтому рассчитывать на то, что промышленное производство станет основным источником наполнения бюджета Карелии, не приходится. До сих пор валовый региональный продукт прирастал в основном за счёт нематериального производства, а бюджет наполнялся за счет НДФЛ. Реальный сектор экономики и в 2018 году не станет «кормильцем» бюджета, так что любой сбой во взаимоотношениях с федеральным центром похоронит бездефицитный бюджет Карелии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: