Экономика регионов – это экономика России в целом. Странно, что власти постоянно разделяют эти понятия, как будто бы страна живет в одном измерении, а ее отдельные субъекты в другом. Но таков имперский принцип перераспределения ресурсов. Владимир Путин назвал ситуацию в экономике тяжелой, но не критичной. Пожалуй, можно с ним согласиться. Критичной она может стать, где-то через год, пока же деньги на поддержание жизнедеятельности есть в федеральном бюджете.

Однако речь по-прежнему идет исключительно о нефтедолларах, доходность которых за последний год снизилась почти на 50-60%. Государство намерено ужесточить контроль за их расходованием, что верно, так как почти половина федеральных средств передаваемых на места реально разворовывается. До 30% на уровне региона и до 20% на уровне муниципалитета. Только вот как наладить этот контроль – вопрос сложный. За последние десять лет государство явно проигрывает борьбу с коррупцией, как оно собирается победить на этот раз?

Вторая остра проблема — отсутствие вменяемых банковских кредитов. Из-за невозможности взять деньги на вменяемых условиях закрываются даже сверхдоходные виды бизнеса, такие как строительство и торговля. Сельское хозяйство по-прежнему находится в числе самых рискованных, а значит нежелательных для кредитования видах бизнеса. Как в такой ситуации можно говорить об импортозамщении? Прошел год после введения т.н. «антисанкций», но все что мы увидели – это смена поставщиков с европейских, на южноамериканских и азиатских. Цены выросли, качество упало, но ситуация с продовольственной безопасностью и самообеспечением не сдвинулось с мертвой точки.

Третья проблема – долги регионов. Конечно, Минфин не допустит банкротства по политическим причинам и будет до последнего вливать в региональные бюджеты дотации, на погашение просрочек по кредитам и выплатам. Но технические дефолты участятся, что в конечном итоге приведет к стагнации роста ВВП.

Возможно, потребуется смена курса правительства. Непопулярные меры, на которые придется пойти в год выборов в Госдуму нужно будет нивелировать. Возможно с этим связаны слухи о возвращении в большую игру экс-министра финансов Алексея Кудрина.

Что же касается привлечения в регионы инвестиций, то в 2016 году с ними возникнут дополнительные сложности. Реально, никто не хочет инвестировать деньги в российский бизнес, так как не понимают сложившейся конъюнктуры или проще говоря, что будет здесь завтра? В своем послании президент Путин ничего об этом не сказал.

Позитивные аспекты выступления Владимира Путина – развитие рынка корпоративных облигаций. Если государство используя схему ГЧП инвестирует деньги в реальные проекты, которые дадут эффект уже в ближайшие годы (например, в сельское хозяйство) – это будет реальным прорывом, переходом от говорильни к делу.

Еще один верный посыл – развитие территорий Дальнего Востока. Путин называет его «стратегическим приоритетом» и ввиду наметившегося сотрудничества с Китаем – это очень важный аспект. На мой взгляд, восток является запущенной территорией, с высоким потенциалом развития. Система ТОРов может помочь начать делать там хоть что-нибудь, но если только не будет съедена очередной бюрократической волокитой и коррупцией.

Регионы ждет очень тяжелый 2016 год, к тому же предвыборный. Ситуация может стать из умеренно тяжелой — критичной, а от действия властей зависит то, выровняется ли она к 2017 году. В конце концов, вся полнота власти у нее в руках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: