Вопрос о явке и мерах по ее повышению является одним из ключевых на предстоящих в сентябре выборах. Причем среди регионов, где должны пройти выборы губернаторов или региональных законодательных собраний, в этот раз мало тех, где явка имеет устойчиво высокий характер. К их числу можно отнести Мордовию, Северную Осетию, Пензенскую и Саратовскую области и, пожалуй, на этом список исчерпывается. Даже в Краснодарском крае думские выборы обозначили тенденцию к существенному снижению явки, и этот регион перестал выделяться так, как это было прежде.
С одной стороны, если рассматривать сентябрьскую кампанию в качестве прелюдии к президентским выборам 2018 года, то на ближайших выборах повышенная явка представляется желательной. С другой стороны, для высокой явки оснований на региональных выборах немного. Ее повышению не способствуют ни сценарии конкурентной борьбы, ни характеристики большинства региональных руководителей, которые в большинстве случаев впервые участвуют в губернаторских кампаниях и не могут быть названы популярными руководителями, за которых люди обязательно придут голосовать.
В результате проблема начинает уже заключаться не в низкой явке, а в способах, которые могут быть использованы для ее повышения. Пожалуй, эта проблема может оказаться весьма серьезной, если не будут разработаны какие-либо неофициальные установки по поводу того, что можно, а что нельзя делать на предстоящих выборах. Традиционная «реклама выборов», которой занимаются региональные избиркомы, как правило, мало что дает, если вообще влияет на явку. Она, разумеется, будет проводиться и в сентябре, но скорее станет фоном кампании. Зато может возникнуть разнобой в тех методах, которые будут применять региональные власти.
В одних регионах предпочтут не заниматься искусственным стимулированием явки, в других могут заняться как привычными способами, так и различным изобретательством, а это может скорее повредить выборам и их легитимности. Сейчас конкурентное поле на выборах уже определилось, а вот технологии работы с явкой остаются под вопросом.
Судя по всему, есть необходимость в том, чтобы решить несколько взаимосвязанных задач: определить регионы, где повышение явки не создаст риски для действующей власти; найти границы дозволенного в случае работы на повышение явки; отработать креативные технологии повышения явки, но не превращать это в самоцель и не забывать, что эффектность и эффективность политтехнологических приемов – это далеко не одно и то же.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: