Развитие региональных экономик: почему бессильны местные власти


У губернаторов очень мало инструментов и полномочий, которые позволяют им увеличивать экономический потенциал своего региона. Система межбюджетных отношений устроена таким образом, что глава региона, по сути, может более или менее свободно распоряжаться только собственным резервным фондом в случае чрезвычайной ситуации, все остальное очень жестко зарегулировано бюджетным кодексом.

Почти все регионы имеют договоры с Минфином, которые еще больше ограничивают их в возможностях. Например, многие руководители областей, даже если очень захотят, не смогут ввести должность заместителя губернатора, который бы занимался вузами. А высшие школы — это стратегический элемент развития любой экономики. То есть региону нужно развивать высшее образование. Но губернатор даже не сможет назначить ответственного за эту работу человека, потому что в полномочия главы региона не входит управление вузами. Соглашения с Минфином часто ограничивают создание дополнительных подразделений в правительстве или администрации области. Если глава региона захочет создать отдельное подразделение по привлечению инвестиций в субъект федерации, то, скорее всего, не сможет этого сделать. Потому что у него просто нет штатных единиц для этого. В данном отношении губернаторы связаны по рукам и ногам. По большому счету, все что они могут делать — это выстраивать отношения с бизнесом на основе каких-то личных связей, пытаться договариваться с ними, привлекать инвесторов в регион, заниматься развитием промышленного потенциала только на основе собственных усилий. Если губернатор может это сделать, обладает связями, деловой хваткой и умеет вести переговоры с крупными корпорациями, то промышленность и производство будет показывать рост.

Развитие региональной экономики практически не зависит сейчас от усилий местной власти, а завязано на федеральные структуры, к которым губернаторы отношения зачастую не имеют. У глав региона есть узко ограниченные возможности финансового роста по установлению региональных налоговых льгот, которые практически не позволяют привлечь бизнес. Кроме того, есть сейчас общефедеральная установка по пересмотру региональных налоговых льгот, потому что их выдали очень много, из-за этого появилось большое количество выпадающих доходов. Ими часто пользуются не очень честные на руки бизнесмены.

Еще одна возможность губернатора по привлечению инвесторов и росту экономики — это работа с землей, выделение участков под разные объекты. То есть он может упростить процедуру получения земли. Но этот процесс всегда был очень коррупционным, поэтому сейчас любые процедуры с землей вызывают пристальное внимание со стороны силовиков и правоохранительных органов. Всегда есть риск выделить землю под нормальный проект, а он может разориться, не отстроиться и так далее. За это можно получить тюремный срок. Поэтому губернаторы к данным вопросам относятся очень осторожно.

Третье, что могут сделать региональные губернаторы, это обеспечить какую-то промплощадку инфраструктурой. То есть подключением канализации, электричества и так далее. Но с этим всегда проблемы, потому что в регионах существуют разные запреты. Не исключен вариант того, что при строительстве инфраструктуры, вложении в нее бюджетных денег, инвестор может отказаться от своих планов. И в итоге губернатору счетная палата, прокуратура или другой профильный орган выставит претензию по нецелевому расходованию средств. Потому что потрачены бюджетные деньги, а результата нет. И аргументы губернатора о том, что предприятие отказалось от строительства из-за колебаний курсов валют или пересмотра планов, никого волновать не будут.

Поэтому планы по увеличению местных финансовых показателей — это очень хорошо, но, как правило, это красивые слова, которые говорить нужно. Региональные экономики практически не показывают роста за редким исключением. Например, в Иркутской области сейчас сильно увеличивается налогооблагаемая база по налогу на прибыль. Это вроде бы повод сказать о росте региональной экономики. На самом деле, большая часть прибавки произошла из-за истечения региональных льгот по налогу на прибыль для местных нефтяников, а они зарегистрированы в регионе. Плюс цена на нефть повысилась, что тоже подняло объем собираемых налогов на прибыль. Кроме того, региональные власти проводят много переговоров для того, чтобы приводить в регион крупные корпорации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: