Ротация губернаторского корпуса: очередная попытка обновить властную вертикаль


Несмотря на разницу причин отставок действующих губернаторов, в предстоящий год нас ждет не 11 избирательных кампаний губернаторов. Гораздо больше. Сроки подошли у девяти губернаторов, то есть всего будет 19 губернаторов переизбираться, с учетом того, что Абдулатипова уже заменили на Васильева. И поэтому, на такие мощные, резкие, жесткие кадровые шаги способен только действующий президент.

После этой массовой замены стало понятно, что никакого преемника выдвинуто не будет. Потому что, только имея очень мощный личный рейтинг и не боясь потерять даже какой-то определенный небольшой процент, можно взять на себя ответственность в таком большом количестве регионов за то, что в предстоящие пять месяцев до выборов президента ситуация не ухудшится. И там, несмотря на то, что назначены совершенно новые люди, которые иногда не имеют никакого отношения к этой территории, мало того, не имеют управленческого опыта на уровне регионального управления, а имеют только кабинетный опыт.

С одной стороны, это успокаивает, значит, президент с нами будет еще некоторое количество времени, и эта тема уже, можно сказать, закрыта. С другой стороны, конечно, стоит обратить внимание на то, что в данном случае мы имеем дело с тем, что это очередная попытка поправить пошатнувшуюся вертикаль власти. Потому что значительная часть губернаторов, которые были заменены, до этого были так же назначены. Они прошли избирательные кампании. После этого их избирательные кампании в той или иной степени вошли в клинч с местными элитами, либо просто оказались не очень эффективными. И в результате вертикаль власти в очередной раз приняла решение об их замене. В данном случае, как в первый раз, так и во второй раз, мнение населения играет роль глубоко вторичную, если не сказать, третичную.

Если, например, взять губернатора Вадима Потомского в Орловской области, то тут, конечно, речь идет не только о том, что это было большое управленческое фиаско, значительную часть ответственности за которое должен взять на себя Геннадий Андреевич Зюганов, который его активно лоббировал перед назначением. Этот человек с самого начала, несмотря на то, что ему расчистили дорогу, так и не смог найти компромисс не то, что с действующими хозяйствующими субъектами и территориями, но даже с товарищами по партии в собственном регионе, которым он управлял. Там коммунисты были одними из активнейших оппозиционеров его действий и активнейшим образом способствовали его уходу. То есть это вопрос о том, что иногда назначения бывают совершенно неожиданные и произвольные, и, мягко говоря, не выдерживают испытания временем.

И здесь стоит обратить внимание на то, что, в ближайшие полгода предстоят две очень мощные кампании в центре России. Это выбор губернатора Московской области и выборы мэра Москвы, которые, уже по большому счету начались, и эхо которых будет в значительной степени влиять на выборы президента в том числе, так как столичный регион в значительной степени определяет все. Это практически 15% наиболее активного населения страны.

И здесь вопрос достаточно большой, потому что, несмотря на то, что оппозиция в Москве сначала выступила успешно, а потом так же успешно практически потеряла все свои дивиденды, путем демонстрации собственной неэффективности на муниципальном уровне. Тем не менее, критические волны и волны финансирования в эту сферу будут продолжаться, и неизвестно чем это может закончиться.

Если говорить об анализе назначений действующих губернаторов, новых, и уходе прежних, то здесь есть некоторые сомнения. В первую очередь, это кандидатура господина Буркова на Омскую область, который никаким образом никогда с ней не был связан. Который не имеет нормальной управленческой команды, и назначение которого, в данном случае, выглядит как своего рода благодарность за то, что он не мешал губернатору Свердловской области избраться в этот раз.

В свое время успех того же господина Ройзмана был связан с тем, что его поддерживали активно как технического кандидата, ослабляющего господина Буркова на выборах мэра Екатеринбурга. Тем не менее, сначала его играли, а потом, когда выяснилось, что он уже перерос все мыслимые и немыслимые пределы, было уже поздно его останавливать. В результате поддержанный властью кандидат проиграл. В этот раз Бурков вел себя благоразумно и получил в управление территорию. Не знаю, чем это может закончиться для этой территории, в первую очередь. Тем более что сам Омск город очень непростой, с очень сложной историей.

Единственное, что успокаивает и радует в данном случае, хотя это несколько сомнительная радость, это то, что по итогам нынешнего тура переназначения никто из губернаторов не отправился туда, откуда, вернуться очень сложно. Потому что прошлый раз некоторые не сразу поняли, по всей видимости, намек, и в результате это очень жестко и сложно для них закончилось.

И последнее, назначение Васильева на Дагестан, с моей точки зрения, вполне оправдано и естественно, потому что, во-первых, регион многонациональный. И назначение представителя любой из местных народов, вызовет очередной передел собственности, имущества, власти и всего остального, что, в общем-то, мы видели и с аварцами, и с кумыками. В данном случае надо просто не забывать о том, что Васильев не только лидер фракции и политический деятель. Он еще и генерал, и замминистра внутренних дел. То есть человек с большим силовым опытом. И имеющий возможность действовать не только дипломатическим путем, но и силовым. В этом плане мне представляется это достаточно оправданным, и, может быть, даже позитивным для региона. Потому что как раз такого рода назначение избавит его от очередных катаклизмов внутри.

Материал подготовлен на основе выступления автора на заседании Экспертного клуба «Регион».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: