На исходе прошлого года весьма резонансной стала инициатива по упрощению системы управления в так называемых «матрешечных» регионах. Их всего два: это Архангельская область (с Ненецким АО) и Тюменская область, начиненная углеводородными автономными округами Ямалом и Югрой. По новой логике кандидатуры глав округов будут предлагаться президенту губернаторами базовых регионов (Архангельская и Тюменская области), а президент внесет три кандидатуры на утверждение окружным парламентам. «Матрешки» оказались в принципиально разных ситуациях. Особенно интересна ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе.

Губернатор НАО избран осенью прошлого года — до реализации новой системы в регионе еще далеко. При этом главы ЯМАО и ХМАО заканчивают свои полномочия в марте этого года. На старте запуска инициативы многим наблюдателям казалось, что точка по окружному начальству будет поставлена в марте-апреле 2015-го, но Государственная дума инициировала поправки, суть которых сводится к двум новациям. Число кандидатов, предлагаемых президенту, увеличивается до пяти. Из них президент вносит троих, а саму процедуру предлагается растянуть во времени, перенеся голосование Окружной думы Югры и Зассобрания Ямала на единый день голосования в сентябре. Элита ХМАО и ЯМАО практически единодушно посчитала такую отсрочку неготовностью тех, кто должен принять соответствующие решения, и тайм-аутом для снижения вероятных рисков.

Особенно непростая ситуация складывается в Югре. Действующий губернатор Наталья Комарова, выходец с Ямала, сменила на этом посту влиятельного Александра Филлипенко. Вместо того, чтобы продемонстрировать преемственность, она избрала как метод "узнавания" региона ревизию, совершив ошибку. Это вызвало недовольство у влиятельных финансово-промышленных групп. Исправлять просчеты сложнее, чем их избежать, и Комаровой приходится заниматься выравниванием взаимоотношений с нефтяной элитой. Кое-что удается. Например, ей удалось договориться с видным "нефтяным генералом" Владимиром Богдановым ("Сургутнефтегаз"), в котором элита видела серьезного конкурента в борьбе за губернаторский пост.

Богданов помог Комаровой во время выборов тюменского губернатора Владимира Якушева, и потому последнему не в чем упрекнуть Комарову в голосовании по округу. Может быть, благодарностью было то, что по итогам 2014 года «Сургутнефтегаз» был назвал самой эффективной компанией региона. Комарова демонстративно поддерживает «Сибур», «Новатэк» и ряд других компаний, — очевидно, не без в расчета на ответную реакцию. Хватит ли этого, чтобы она безмятежно получила поддержку Кремля? Не уверен, ибо в ХМАО имеют свои интересы "Газпром", "Роснефть" и ТНК-ВР, а их позиция относительно Комаровой пока не артикулирована, что создает вокруг выборов серьезную интригу.

Примечательны отношения с «Роснефтью». Ряд источников уверяют, что между Натальей Комаровой и Игорем Сечиным сложился альянс, с другой — распространяется информация о том, что Сечин может сделать ставку на Андрея Шишкина, вице-президента «Роснефти», а до начала 90-х сотрудника КГБ СССР.

Не стоит сбрасывать со счетов и амбиции Бориса Хохрякова, председателя Окружной думы, "своего" для Нижневартовска и ТНК-ВР, а главное, человека, близкого к Александру Филиппенко, уровень ностальгии по которому нельзя сбрасывать со счетов.

Серьезным конкурентом Комаровой может стать депутат Госдумы Павел Завальный. Завальный — экс-директор компании «Газпромгаз Югорск», человек с обширными связями в округе, лоббист интересов Югры, сохранивший к тому же отношения с Юрием Важениным, который возглавляет «Сургутгазпром».

Что же до ТНК-ВР, то игровые качества этой структуры в политической жизни региона этой структуры хорошо известны. Еще во второй половине 90-х «Нижневартовскнфтегаз» (базовая структура ТНК) активно участвовал в политической жизни, да и на федеральном уровне активность Михаила Фридмана и Петра Авена не остается не замеченной. Как поведет себя ТНК-ВР в условиях нынешней неопределенности, остается загадкой, но то, что для компании «торг уместен», особых сомнений не вызывает. Наталья Комарова пытается заручиться поддержкой руководства ТНК-ВР — по крайней мере, ее недавний визит в Нижневартовск, где она встретилась с бизнес-сообществом города, пообещав при этом поддержку местным предпринимателям, можно оценить именно так.

Пока идет малозаметная схватка нефтяных и газовых генералов, публичная сфера округа наполнена прогнозами. Один — назначение Комаровой «врио» с последующим включением ее в президентскую «тройку». Есть и более экзотичные предположения типа того, что в марте президент назначает «врио» Комарову, а ближе к сентябрю в желанный список ее не включает.

Представляется, что Кремль в своем самоопределении по главе региона будет исходить не из того, кто из руководителей влиятельных структур окажется ближе к центру принятия важнейших решений, а из принципа минимизации цены ошибки, чтобы в условиях сложной социально-экономической и внешнеполитической обстановки не загубить «курицу, несущую золотые яйца».

Исходя из происходящего в ХМАО, можно предположить: появление «темной лошадки», равноудаленной от нефтяных генералов, способной оптимизировать наполнение федерального бюджета, снять возможные конфликты между добывающими компаниями, более вероятно, чем это представляется сегодня наблюдателям в регионе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: