Общественники ждут перемен: региональные ОП получат свой закон
Уже не первый год общественники и члены Совета Федерации обговаривают законы, которые необходимо принять, чтобы урегулировать деятельность региональных общественных палат. Сейчас на обсуждение выносился модельный закон об общественных палатах, его разработчики из ОП РФ говорили о том, что соответствующий документ каждый субъект мог бы принять самостоятельно. Теперь же сенаторы, которые работали над нормой вместе с членами федеральной палаты, решили начать с федерального законодательства – документ обещают скоро внести в Госдуму.
О том, найдут ли политики выход и смогут ли эффективно урегулировать деятельность палат, «РК» рассказали эксперты.
Что предлагают
Согласно тексту разработанного Совфедом и ОП РФ законопроекта, который в среду внесут в Госдуму, финансирование палат при этом должно стать обязанностью региональных властей.
В самой палате должно быть не менее 21 члена и не более 102 человек. Треть палаты утверждает губернатор по предложению зарегистрированных в регионе подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений. Еще треть утверждает заксобрание по представлению региональных общественных объединений и НКО. Вместе уже утвержденные члены региональной палаты определяют состав последней трети — из числа выдвиженцев местных общественных объединений. Срок полномочий палаты составляет три года.
Члены палаты имеют право проводить экспертизу проектов законов региона, которая будет подлежать обязательному рассмотрению органами власти и местного самоуправления. Кроме того, члены палаты будут направлять запросы в органы власти на территории региона и государственные и муниципальные организации, а ответить им должны будут в течение 30 дней.
Кроме того, документ обязывает членов палаты разработать для себя кодекс этики, а выполнение его требований — обязательно для всех членов палаты, пишет РБК.
Повод к действию
До сих пор свой закон был только у федеральной Общественной палаты, а региональные палаты формировались по желанию региональных властей, рассказывает Бречалов.
«Практически повсеместно в палаты входят записные, лояльные властям общественники. В результате мы не видим, чтобы они вмешивались или пытались урегулировать конфликтные ситуации. Зачем они тогда нужны?» — рассуждает Бречалов.
Он также отметил, что в одни регионах количество членов палат составляет менее 15, а в других наоборот – более 100.
«А в Петербурге решили вообще не сочинять и переименовали совет при губернаторе в Общественную палату», — добавил он.
Кроме того, не все регионы готовы финансировать деятельность палат – теперь же деваться им будет некуда.
С чего все началось
В ноябре 2014 г. Общественная палата РФ вынесла на публичное обсуждение модельный законопроект о деятельности региональных общественных палат. Проектом предлагается два варианта формирования местных ОП с участием властей регионов, при этом, в отличие от федеральной Общественной палаты, их предлагается наделить правом законодательной инициативы.
Тогда Бречалов утверждал, что у палат в регионах сегодня разный правовой статус, объем полномочий и прав, что создает неравные условия для их деятельности. Он отмечал, что «закон регламентирует базовые принципы» и «даст массу преимуществ, так как позволит учесть территориальные, национально-культурные и иные особенности субъектов РФ».
Позже, в июне 2015 г., Бречалов предложил в том же законе утвердить, что финансирование региональных ОП должно составлять 1% от расходов на содержание региональных парламентов. Однако Совет законодателей РФ, состоящий из представителей Госдумы и Совфеда, идею не поддержал.
В свою очередь, один из разработчиков модельного регионального законопроекта, член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин заявил «РК», что в целом Совет законодателей поддержал указанный документ. Предполагалось, что модельный закон будет рекомендован всем регионам для принятия с учетом территориальной специфики, а на федеральном уровне регулировать ничего не будут.
Как в то же время говорил Бречалов, с Минюстом РФ согласовывался итоговый вариант, согласно которому 30% членов палаты будет определять губернатор из числа общероссийских и межрегиональных общественных организаций, еще 30% — заксобрания из числа региональных общественных организаций. В результате 60% новых членов палаты выберут оставшихся 40% из числа муниципальных НКО и отдельных гражданских активистов. То есть все примерно так же, как предлагается в новом, но уже федеральном законопроекте.
Еще в конце 2014 г. эксперты, опрошенные «РК», критиковали модельный законопроект. Так член Общественной палаты Вологодской области Сергей Беляков утверждал, что давать право законодательной инициативы палатам ни к чему: для этого уже есть депутаты.
А главный редактор газеты «КурьерЪ. Псков-Великие Луки» Олег Константинов в беседе с «РК» заявил, что модельный документ со всеми его положениями не поможет палатам усилить свою роль в общественно-политических процессах.
Как менялись Общественные палаты
В то время, как одни политические умы страны заняты разработкой единого подхода к региональным палатам, другие реформируют данный институт на свое усмотрение. К примеру, Мосгордума уже в первом чтении одобрила законопроект, который позволит муниципальным депутатам входит в состав Общественной палаты Москвы – на данный момент такая возможность ограничена.
«Мы считаем целесообразным дать возможность депутатам муниципальных образований входить в состав Общественной палаты Москвы. Я прошу вас поддержать представленный проект закона в первом чтении и в связи с тем, что на законопроект поступило заключение прокуратуры Москвы с замечаниями, я предлагаю взять время на поправки для доработки проекта»,- сказал в ходе заседания столичного парламента председатель совета муниципальных образований Москвы Владимир Дудочкин.
Согласно тексту пояснительной записки к документу, в целях повышения представительства в ОП лиц, представляющих интересы жителей Москвы, законопроектом предлагается установить, что запрет быть членами палаты не распространяется на депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований.
Кроме того, законопроектом устанавливается, что в случае регистрации члена ОП в качестве кандидата на должность муниципального депутата его полномочия как члена ОП не приостанавливаются, передает Агентство городских новостей «Москва».
Федеральный парламент тоже не остается в стороне. Во вторник в комитете Госдумы по религиозным и общественным организациям обсудили законопроект, вводящий серьезные ограничения на деятельность и формирование общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые следят за соблюдением законодательства в тюрьмах и принимают обращения заключенных. Если новый законопроект об ОНК будет принят, он установит обязательное согласование членов комиссий при их формировании с региональными общественными палатами пишет Газета.ру.
А ульяновский губернатор Сергей Морозов и вовсе запустил доселе невиданный процесс. Так как после выборов в гордуму Ульяновска осталось очень много активных, но неустроенных участников праймериз «Единой России», он предложил создать в городе окружные и районные «общественные палаты представителей народа». Соответствующее положение разработали администрация губернатора и гордума.
в Ульяновске будет создано 30 окружных палат представителей народа — по палате на каждый избирательный округ по выборам в гордуму. В каждой такой палате может быть от 10 до 30 представителей народа. В свою очередь каждая окружная палата делегирует по два своих представителя в районные палаты (их будет четыре — по количеству районов города), а те — по два представителя в Совет представителей народа Ульяновска.
Принцип отбора в окружные палаты простой: достаточно написать заявление в произвольной форме о желании быть «представителем народа» и как можно быстрее подать его после того как будет объявлено о наборе. Если в окружную палату наберется более 30 желающих, то членами ее становятся первые тридцать человек, подавшие заявления раньше остальных.
Однако стать членом окружной палаты могут только те, кто участвовал в праймериз политических партий по выборам в гордуму (в первоначальном варианте — праймериз «Единой России», впрочем, все равно только у нее праймериз и были), депутаты гордумы по соответствующим округам, а также представители ТОСов, ТСЖ, ЖСК и члены общественных объединений.
Оппозиционные политики в регионе уже заявили, что данные органы будут формироваться в основном из единороссов, даже если их противники и будут претендовать на места. Случайных людей в таких общественных палатах не будет, поэтому они станут дополнительным институтом власти для борьбы за голоса на предстоящих выборах, говорят оппозиционеры в интервью «Коммерсанту».