«Платон» в регионы: как скандальная система может быть внедрена повсеместно


Владельцы грузовиков, возможно, будут платить за проезд не только по федеральным, но и по региональным дорогам. Это случится в случае прохождения законопроекта, предполагающего запуск аналога системы «Платон» в регионах. Подробнее о том, что сподвигло регионы выступить за непопулярную инициативу и к чему это может привести – в обзоре «РК».

Компенсировать «интенсивное разрушение»

Выступили с такой инициативой представители Законодательного собрания Краснодарского края. Они не стали ограничиваться одними заявлениями, и внесли поправки к закону «Об автомобильных дорогах» в Госдуму.

Как пишет «Коммерсант», местные парламентарии утверждают, что запуск аналоговой системы сбора платежей необходим, поскольку после запуска «Платона» грузоперевозчики в целях экономии стали пользоваться бесплатной региональной и межмуниципальной сетью. В их пояснительной записке говорится, что «это привело к интенсивному разрушению дорог в регионах, что требует значительного дополнительного финансирования из региональных бюджетов».

Взимать плату за проезд по местной дорожной сети региональные власти предлагают также как и в системе «Платон» – с владельцев большегрузных автомобилей массой более 12 тонн. Предполагается, что и тарифы должны быть соответствующие. За это выступает, курирующий проект краснодарский депутат Алексей Гусак. Он уверен, что оплата проезда в рамках регионального «Платона» должна быть сопоставимой с ценами за проезд по федеральным трассам.

Собранные за проезд деньги, как следует из законопроекта, направят в региональные бюджеты. Именно это обстоятельство и настораживает экспертное сообщество. В частности зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен напомнил, что протяженность федеральной сети дорог – 52 тысяч километров, а региональной сети – «сотни тысяч километров». «Если будет введена региональная система, то ее влияние на стоимость потребительской корзины будет значительно больше по сравнению c «Платоном». Здесь нужно будет все тщательно просчитать с экономической точки зрения», – заявил депутат.

Не согласны с тем, что поток грузовиков увеличился на региональных трассах и в Росавтодоре. «Объезд по региональным дорогам не везде возможен и практически нигде не выгоден, так как приводит к удорожанию перевозки по сравнению с использованием федеральной трассы. С момента запуска системы «Платон» не фиксируется значительного перераспределения грузопотоков с федеральной дорожной сети» , – заявили в пресс-службе ведомства.

Обсуждения в регионах

Краснодарские парламентарии не первые в регионах, кто просит нижнюю палату узаконить сборы с большегрузов за проезд по трассам регионального значения. Как напоминает портал «Накануне.ру», в марте депутаты отклонили аналогичный проект думцев Калужской области.

В других регионах поддерживают идеи о создании регионального «Платона». Например, в Пермской крае, где уже на момент внесения калужскими депутатами упомянутого законопроекта, уже обсуждалось не только внедрение в регионе системы «Платон», но и создание ее местного аналога.

Вопрос об этом еще на стадии обсуждения федеральной системы поднимался и в Новосибирской области. Зампред комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков считает, что «рано или поздно этот вопрос придется решать, но с политической точки зрения перевозчики воспримут его неоднозначно».

Инициативу поддержали и в нижегородском минтрансе: по предварительным оценкам ведомства, сумма сборов от новой системы может превысить 1 млрд рублей в год. В министерстве также отметили, что, выбирая инвесторов для проекта, целесообразнее всего сотрудничать с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», чтобы интегрироваться с федеральной системой.

Ранее и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявлял, что регион неоднократно выступал с предложением запустить пилотный проект новой системы. По оценкам регионального комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, запуск регионального «Платона» может принести Ленинградской области более 7 млрд рублей в год.

Критическое положение или преувеличение?

Бороться с вечной дорожной проблемой помогает регионам и сама система «Платон». Стоит напомнить, что рассорившая власти с дальнобойщиками инициатива была внедрена 15 ноября 2015 года и в «РК» ранее уже приводили информацию о том, что протесты удалось остановить с большим трудом. Немного снизить градус недовольства удалось с помощью пересмотра тарифов и дополнительных льгот для водителей. Так, для большегрузов от 12 тонн ввели плату в размере 1,53 рубля за километр до 29 февраля 2016 года, с 1 марта 2016 года – 3,06 рубля. А с 2019 года – 3,73 рубля. В итоге, с учетом всех льгот и замораживания тарифа в 2016 году, бюджет получит от «Платона» чуть больше 20 млрд рублей.

Как напоминают «Ведомости», прежние прогнозы сборов были куда внушительнее – сначала 60 млрд рублей, а позже — 39,5 млрд рублей за год. Таким образом всего за восемь месяцев собрано более 11 млрд рублей. К концу 2016 года ожидается сумма в 20 млрд рублей.

Как передавала «Газета.ру», часть от сборов «Платона» – 10 млрд рублей, премьер-министр Дмитрий Медведев уже направил на ремонт дорог в субъекты с критическими показателями. К ним, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, относятся Волгоградская, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Архангельская, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская и Самарская области, Республика Карелия, Республика Алтай, Челябинская область, Калмыкия, Республика Марий-Эл, а также крупные города – Екатеринбург и Ростов-на-Дону. Именно в эти регионы и города направлены средства.

Помогать ремонтировать дороги должны и дорожные региональные фонды, которые, как указано в нормативных актах, пополняются за счет поступления средств от акцизов на автомобильное топливо, транспортного налога и других неналоговых источников.

Недопустимая мера 

Опрошенные «РК» эксперты дали свою оценку инициативе краснодарских парламентариев, а также рассказали, почему поддержки государства недостаточно для решения дорожных проблем.

Координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Петр Шкуматов уверен, что идея введения аналога «Платона» в регионы недопустима, поскольку, если в регионах появится такая система, с водителей грузовиков за проезд по местным дорогам будут взимать двойную плату – в виде транспортного налога и сборов на аналоговую систему.

«Зачем тогда внедряли «Платон»? Получается, что можно было обойтись банальной регулировкой транспортного налога и не тратить значительные средства на внедрение дорогостоящей системы. По моему мнению, в условиях падающей экономики и растущей безработицы, это может вызвать массовые протесты и, возможно, даже беспорядки в регионах», – считает эксперт.

По его мнению, если все же аналог системы сбора заработает в регионах, то необходимо полностью отменить транспортный налог для грузового транспорта и переходить на покилометровую систему взимания налоговых платежей. «Вопрос заключается в том, что уже сейчас владельцы коммерческого большегрузного транспорта платят дважды – за проезд по федеральным дорогам и транспортный налог. Вводить новое обременение – недопустимо», – убежден координатор движения «Синих Ведёрок».

Увидел в инициативе краснодарских парламентариев желание заработать дополнительных деньги в бюджет и руководитель общественной системы обеспечения безопасности дорожного движения obdd.ru Константин Крохмаль. «Я думаю, что выступая с этой инициативой, региональные власти хотят не отремонтировать дороги, а за счет водителей большегрузного транспорта перекрыть дефицит в бюджете. Если инициатива будет воплощена в жизнь, то казна пополниться миллиардами, если не десятками миллиардов рублей», – заявил эксперт.

По его мнению, сегодня дополнительные поборы с водителей грузовиков недопустимы. «Если действительно инициатива в каком-то конкретном регионе необходима, то ее все равно необходимо отложить до 2020-2022 года. Лучший вариант – найти решение через урегулирование транспортного налога, через активную работу с дорожными фондами», – уверен Крохмаль.

В свою очередь член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы 6-го созыва, руководитель общественной организации «Убитые дороги» Александр Васильев признает, что развитие системы платных дорог – тема актуальная, но в ближайшем времени не стоит внедрять аналогичную систему по сбору платежей с водителей грузовиков.

«Для начала нужно внимательно проанализировать, как система «Платон» работает на федеральном уровне, учесть все выгоды и понаблюдать, как в каждом регионе работают с дорожными проблемами. Важно знать действительно ли настолько изношены дороги в субъектах», – отметил Васильев.

По его наблюдениям в родном регионе – Псковской области, грузовиков на региональных трассах не прибавилось. «Они выбирают традиционные маршруты, по которыми ездили и раньше. И это с учетом того, что область находится на границе с Эстонией, Латвией и Белоруссией, то есть наш регион транзитный, через область всегда едет много грузовиков», – рассказал руководителей «Убитых дорог».

Также Васильев сообщил о том, что в Псковской области уже есть региональные платные дороги. Однако , по его мнению, успешный опыт отдельной области не говорит о том, что нужно вводить плату за проезд на региональных трассах в каждом регионе. «Я считаю, что так как жители платят и транспортный налог у себя в регионе, можно не устанавливать систему, аналогичную системе «Платон», а просто ввести транспортный налог для грузовиков и получить те же деньги. Таким образом не нужно будет дополнительно тратиться на установку рамок и другого дорогостоящего оборудования. Если же эта мера для того, чтобы пресечь движение транзита, то можно задуматься о системе платных дорог, как в Псковской области. Здесь очень важно защитить местное население и местный бизнес от того, чтобы большегрузы не разрушали региональные дороги», – заключил Васильев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: