Президент и судоходство: о важном из Волгограда


Вчера Владимир Путин посетил Волгоград и провел в городе заседание Госсовета на тему развития речного транспорта. Множество инициатив в этот день транслировалось средствами массовой информации как от самого президента, так и от губернаторов, представителей Минтранса РФ и Ростуризма. О том, какие приоритеты теперь намечены в этой сфере, расскажет «РК».

Знакомство с инфраструктурой

По приезду глава государства ознакомился с работой нового пассажирского терминала международного аэропорта города. Руководство воздушной гавани рассказало президенту о преимуществах нового терминала и передовых системах безопасности, которые здесь применяются. В частности Путину показали, как работает инновационная мобильная система рентгеновского контроля «Дозор», которая создана с помощью отечественных технологий и позволяет сканировать крупные объекты. Причем, по словам создателей системы, при сканировании используется минимальная доза облучения, чтобы не наносить вреда здоровью человека, передает ТАСС.

Кроме того, президент поучаствовал в закладке круизного лайнера, пассажирского судна PV300VD, – однако сделал он это не в Волгограде, а с помощью видеоконференцсвязи в Астраханской области, пишет «Ридус».

Возвращаясь к Волгограду, президент также осмотрел выставку проектов современных речных судов разного назначения: экспозиция развернута на причальной набережной пассажирского речного вокзала Волгограда, где в понедельник проходит заседание президиума Госсовета по теме развития водного транспорта в РФ.

В павильоне на набережной представлена карта с наглядной информацией о географии водных путей России. Здесь же выставлены макеты самых современных (как уже запущенных в производство, так и только проектируемых) отечественных судов, в том числе мелкосидящего ледокола для Каспийского и Азовского морей, дноуглобительных и путевых судов, сухогрузов и танкеров, пассажирских круизных лайнеров и т.д.

О возможностях водного транспорта на примере представленных проектов главе государства рассказывал руководитель Минтранса Максим Соколов. Он, в частности, обратил внимание, что по своей грузоподъемности одно из таких судов заменяет около 350 двадцатитонных грузовиков, что избавляет дороги от соответствующей нагрузки, да и содержание одного километра водного пути обходится в 130 тысяч рублей, в то время как автомобильного – 4,4 млн рублей.

Путин смог ознакомиться не только с макетами, но и с уже построенными судами, выстроившимися на рейде пассажирского порта в нескольких сотнях метров от берега. Тут же на набережной Путину показали виднеющийся неподалеку транспортный переход через Волгу, прославившийся несколько лет назад как «Танцующий мост», передает МИА «Россия Сегодня».

Инициативы президента

На заседании президиума Госсовета Владимир Путин апеллировал к цифрам: он отметил, что судоходные пути проходят через 60 регионов РФ, где проживает около 80% ее населения и где производится до 90% валового продукта. Затем Владимир Путин перешел к проблемам. Он отметил, что в 1990 году грузооборот водного транспорта был сопоставим с автомобильным, сейчас разрыв увеличился в четыре раза. Президент посетовал, что обмеление рек привело практически к полному прекращению сквозного судоходства: были потеряны маршруты из Москвы и Санкт-Петербурга в южные части страны, сообщает «Коммерсант».

Он также отметил, что вопросы безопасности при осуществлении речного судоходства должны быть приоритетными. Особо Путин подчеркнул необходимость «применения современных навигационных технологий, что позволит не только повысить эффективность использования водных путей, но и предупреждать возможные происшествия, контролировать в режиме реального времени ситуацию на судовом ходу», пишет «Независимая газета» со ссылкой на Интерфакс.

Президент также высказался за более быстрое обновление речного флота и пояснил, что для их решения этих вопросов необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, сообщает «Блокнот-Волгоград». Кроме того, Госсовет признал необходимость углублять русла и строить гидротехнические сооружения, пишет «Комсомольская правда».

Предложения губернаторов и профильных ведомств

Однако на заседании говорил не только президент, слово предоставили и губернаторам, которые не понаслышке знают проблемы собственных территорий. Так, Глава Ростовской области Василий Голубев во время заседания президиума Госсовета РФ в Волгограде попросил Владимира Путина включить строительство Багаевского гидроузла в перечень приоритетных проектов и поручить соответствующим ведомствам обеспечить его безусловное строительство к 2020 году. По словам Василия Голубева, водность Нижнего Дона напрямую зависит от сброса воды из Цимлянского водохранилища, контролирующего 75% стока Донского бассейна. Однако из-за маловодности, которая отмечается в Цимлянском водохранилище уже несколько лет подряд, возникают трудности не только с водным сообщением по Дону, но и с обеспечением населения питьевой водой, забором воды для Новочеркасской ГРЭС, орошением сельхозугодий.

Однако проект строительства уже вызывает у местных жителей и экологов массу протестов. Противники строительства заявляют, что плотина окончательно погубит Дон. Ученых поддерживают и жители области, в Интернете ведется сбор подписей под петицией против строительства гидроузла, пишет портал «161.ру».

Важную тему затронул и астраханский губернатора Александр Жилкин. Он предложил разрешить иностранным туристам, путешествующим по рекам России, безвизовое пребывание в стране в течение 15 дней. Таким образом он пошел дальше российского министерства культуры, предлагавшего для развития въездного туризма утвердить список стран с безвизовым въездом на 72 часа.

«Мировая практика показывает, что любое упрощение визовых формальностей увеличивает турпоток как минимум на 30 процентов», — приводит его слова Lenta.ru.

Предложение министерства транспорта было другого характера. Глава ведомства Максим Соколов рекомендовал ввести дополнительный акциз на дизельное топливо для большегрузов. По его словам, на содержание внутренних водных путей требуется более 21 миллиарда рублей в год, недостаток средств сегодня составляет около 8 миллиардов. Осознавая трудности с финансированием, рабочая группа президиума Госсовета выработала план поиска возможных источников дополнительных средств. Соколов в частности предложил ввести дополнительный акциз на дизельное топливо, используемое большегрузами.

Свою точку зрения обозначил и Ростуризм через сообщения пресс-службы. Там отметили, что решить проблемы неразвитости береговой инфраструктуры в городах на Волге необходимо уже к ЧМ-2018. Речь идет прежде всего о необорудованности и/или недостаточной оборудованности причалов, речных вокзалов и «зеленых стоянок».

«Решение этой проблемы особенно актуально в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу, так как значительная часть городов — участников чемпионата стоит на Волге», — заявили в ведомстве, отметив необходимость проработать вопрос повышения эффективности управления пассажирской причальной инфраструктурой, находящейся в государственной и муниципальной собственности.

Также в ведомстве подчеркнули, что для успешного развития в РФ круизного туризма необходимо развивать и флот. В частности, ведомство предлагает продлить действие постановления правительства РФ по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на кредиты, полученные на закупку гражданских судов. Также среди предложенных мер — введение утилизационного гранта с целью субсидирования судоходных компаний на возмещение части затрат на строительство новых судов (взамен сданных на утилизацию). Ростуризм также считает необходимым введение капитализационного гранта с целью возмещения государством не менее 50% стоимости судна судостроительному заводу или лизинговой компании, пишет «Гудок».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: