Выборы-2018: сценарии и риски


Ведущие иностранные и российские политологи, политтехнологи и политические консультанты обсудили общеполитические и электоральные тенденции предстоящих выборов в рамках IV Конгресса Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Акция стартовала 14 апреля в Общественной палате РФ. В первый день работы конгресса эксперты выступили с докладами о возможных сценариях, задачах и рисках президентской кампании 2018 года.

В поиске оптимального сценария

Дмитрий Орлов, директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) представил доклад «Стратегия Путина на выборах-2018: цели, ресурсы и сценарии». Он подчеркнул, что главная стратегическая цель предстоящей кампании состоит в формировании у элиты и населения ясного представления о будущем страны, связанном с Владимиром Путиным. «Будущее с Путиным» – это не обоснование нарушения конституционных норм. Смысл голосования за президента на предстоящих выборах – одобрить его новый курс, понять и принять его долговременную роль в российской политике, включая период после 2024 года», – объяснил Дмитрий Орлов. Он также отметил, что есть попытка столкнуть Путина в логику уходящего лидера либо навязать ему протестную повестку: «То есть сделать его не активным, а реактивным лидером».

Главной целью кампании в кадровой сфере, по мнению политолога, является формирование обновленной президентской команды. Дмитрий Орлов назвал три сценария выдвижения Владимира Путина на четвертый срок: сценарий выдвижения В.Путина партией «Единая Россия», сценарий выдвижения В.Путина самими гражданами с помощью сбора подписей, комбинированный сценарий – выдвижение В.Путина «Единой Россией» с одновременным формированием широкой партийной и общественной коалиции. Последний, по словам директора АПЭК, является оптимальным.

Фактор эмоций на грядущих выборах

По мнению главы ФЭП Глеба Павловского кампания по выборам президента началась необыкновенно рано. Это, считает политолог, связано с ускоренным осознанием разными группами своих интересов и последующей борьбой этих интересов, которая лишена на сегодняшний день нормальной сцены. «Политика изгнана из публичного поля, она ведется за кулисами», – отметил эксперт. По его словам, борьба в частности связана с тем, что президент не может, как прежде, выполнять функцию медиатора-депозитария основных сделок в системе. «Центр внимания власти переключился по тем или иным причинам на внешние «дела» – Украина, Сирия, Ливия, Корея. Это мешает сосредоточиться на внутренних проблемах», – объяснил он.

Говоря о референдумном характере грядущих выборов, он отметил, что при таком сценарии возникает проблема с явкой избирателей, которые задаются вопросом, зачем им в этом участвовать. «В результате получается, что высокорейтинговый Владимир Путин в этой кампании не кандидат, а приз, за который борются разные политические группы», – добавил он. Павловский отметил, что «Лично путинский сценарий» возможен, однако он требует включения президента в процесс, а ближний круг может стать противником, поэтому «в усилении Путина не заинтересован никто».

Руководитель «Левада-центра» (организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ от 05.09.2016) Лев Гудков считает, что избирательная кампания проходит на фоне апатии и чувств «бесперспективности, безнадежности, растущей зависти и нефокусированной злобы» у граждан: «Ресурса Путина достаточно, чтобы, так или иначе, стать президентом». По его словам, ощущение надежды на улучшение жизни закончилось в 2016 году и, в целом, уступает негативным чувствам. Как добавил Гудков, все недовольство, связанное с экономическим кризисом и ощущением нарастающего дискомфорта, отсутствием перспектив не затрагивает президента, который выступает как символ коллективных ценностей.

«Но если к Путину претензии пока не предъявляются, то на все другие ветви власти раздражение переносится, сказывается на них крайне негативно. Тренд довольно устойчивый, он касается не только Медведева, а всех ветвей власти – снижается одобрение к деятельности губернаторов, уже примерно 2 года крайне негативно оценивается деятельность депутатского корпуса и парламента», – отметил в своем выступлении эксперт.

Проблемы: реальные и надуманные

В свою очередь глава ФоРГО Константин Костин назвал проблему явки надуманной. Цифры явки в нашей стране, если смотреть электоральную статистику, достаточно устоявшиеся. «…диапазон, который существует для выборов президента — 65%-72%. Тема проблемы с явкой — достаточно надуманная. Хотя, безусловно, чем выше явка, тем выше легитимность», – отметил глава ФоРГО. «Надо понимать всем присутствующим, что, помимо кампаний президента, будут еще 85 кампаний, по повышению интереса к выборам. Есть 85 запросов от субъектов, как эту работу организовать. Заказчики как никогда открыты к интересным предложениям, которые действительно будут работать», – прокомментировал Костин.

Эксперт уверен, что главная проблема президентской кампании — это коллективная негативная эмоция, которая может разворачивать электоральное поведение граждан. «Проблемное поле, которое всегда называется – уровень доходов, зарплаты, ЖКХ, здравоохранение — это сочетание повторяется в каждом регионе, независимо от его положения, успешности, экономической состоятельности. И все те приемы, шаги и методы, все, что сейчас делает и власть, и оппозиция, сконцентрировано вокруг управления этой негативной эмоцией», – подытожил он.

Что будет востребовано в федеральных и региональных кампаниях? Главное, по словам эксперта, преодолеть диссонанс между реальными желаниями заказчика и теми предложениями, которые дают политтехнологи и политконсультанты. В завершении выступления, Костин пожелал РАПК найти лидера, готового работать на Ассоциацию для продвижения интересов цеха в целом, который не будет при этом активным участником рынка.

Кампания-2018: поводы для беспокойства

Во второй день работы эксперты продолжили обсуждение президентской кампании 2018 года, сконцентрировав внимание на проблеме политизации молодежи в России. Политолог Дмитрий Орешкин, выступая с докладом «2016 vs 2018. Повод для беспокойства», рассказал, что последние выборы в Государственную думу 18 сентября 2016 года продемонстрировали ассиметричные результаты голосования, когда появился «электоральный султанат» и «конкурентный кластер». По его словам, «электоральных султанатов» в России 15 – это около 12 млн человек, примерно 15% от всего электората в России (110 млн). Судя по результатам на последних парламентских выборах, «кластеры» дадут Путину около 30-35 млн голосов, считает политолог.

«Если бы Москва и Питер (кластеры) не пришли бы голосовать (на выборах в 2016 году), «Единая Россия» получила бы 75% голосов – за счет электорального султаната. Это основная проблема этой партии – то, что в России есть избиратели. Без них ей бы жилось гораздо лучше», – отметил он.

По мнению Орешкина, задача поставлена в неразрешимой плоскости – высокая явка и высокая консолидация. «Без электоральных султанатов не будет такой поддержки Путина, поэтому совсем честными выборы не будут. Выборы будут не очень красивые. Создать имидж честных прозрачных выборов технически не получится», – отметил он.

Как рассказал руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, с точки зрения власти, приводить молодых людей на избирательные участки в 2018 году и пытаться в спешном порядке дать ответ на поколенческий вызов было бы рискованно. В исследовании: «Поколение Y и поколение Z — агенты перемен или слагаемые 70-70» эксперт описал три возможных сценария их поведения на период перед 2018 годом и после него.

Политолог Глеб Кузнецов в своем докладе остановился на контексте успеха популистской волны, перечислил ее признаки и определил социальный профиль сторонников. Протесты, прошедшие 26 марта, эксперт назвал мифом. По его мнению, митинги – это не поколенческая проблема, просто до России дошла западная волна популизма, которая привела к победе американского президента Дональда Трампа.

Глеб Кузнецов считает, что к президентским выборам в России политический популизм еще не наберет силу. «Хотя это нужно будет учитывать на выборах мэра Москвы, в городах-миллионниках. Но пик популизма может совпасть уже со следующими выборами в Госдуму», – добавил он.

Председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев, рассказал о рисках, связанных с явкой на выборах президента в 2018 году. По его словам, фальсификации, которые неизбежно будут сопутствовать голосованию, приведут к тому, что люди «будут завалены массой негатива». В конечном итоге, по его мнению, может быть реализован самый негативный сценарий, при котором люди начнут сомневаться, могут ли они действительно доверять результатам выборов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: