Президент России подписал указ, согласно которому федеральные министры будут наделены правом рекомендовать главе государства отстранить от должности тех или иных руководителей субъектов.

«Установить, что руководитель федерального органа исполнительной власти вправе вносить в соответствии с законодательством в правительство, а правительство — президенту Российской Федерации предложение об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации за ненадлежащее исполнение полномочий», — говорится в указе Владимира Путина.

В свою очередь губернаторы получили право обращаться к правительству с предложениями о дисциплинарном наказании руководителей федеральных ведомств на местах «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей».

Владимир Слатинов:

— Мы сейчас наблюдаем ситуацию, когда федеральный центр, с одной стороны, все-таки продекларировал задачу децентрализации и передачи части новых полномочий на региональный уровень вместе с деньгами. И мы знаем, что определенные подвижки есть. Целый ряд новых налоговых поступлений скоро появится в региональных бюджетах. Например, с этого года отменяются льготы для налога на имущество наших естественных монополий, по некоторым другим налоговым позициям есть определенное движение. Пусть это не совсем в тех объемах, в каких хотели бы регионы, и это не решает задачу кардинально, но постепенный, очень осторожный процесс децентрализации в этом отношении идет.

Правда, параллельно регионы нагружают новыми социальными обязательствами, связанными с реализацией предвыборных обещаний Путина. Получается, что и элементы децентрализации есть, но контроль за реализацией социальных обязательств на местах федеральный центр хочет сохранить и усилить. Вот и появляется новый механизм такого контроля.

Но главная причина изменений заключается в том, что возвращены выборы губернаторов, правда в весьма специфической форме и по процедуре и по содержанию. Вернув выборы, Кремль сразу стал думать – как сохранить «вертикаль» — основу существующего политического порядка.

Важно понимать, что прямая зависимость губернаторов от Кремля – это стержень «вертикали», выдерни его – и мы проснемся в новой политической реальности. Поэтому возник муниципальный фильтр, фактически блокирующий возможность серьезных успехов оппозиции и сохраняющий (наряду с встроенными в «вертикаль» избиркомами) за Кремлем возможность вручную и почти повсеместно управлять губернаторскими кампаниями. А значит – сохранять личную зависимость региональных начальников от верховной власти. Первые пять губернаторских кампаний это четко показали. Но на смену этим пяти губернаторским кампаниям придут многочисленные новые.

Понятно, что ощущение большей свободы действий, нового источника легитимности у губернаторов может появиться. Так что нужны новые инструменты контроля и поддержания лояльности.

Подписанный указ означает появление такого дополнительного рычага, когда руководители федеральных органов власти в лице министров фактически наделяются полномочиями ставить вопрос об отрешении главы региона. И это достаточно серьезно, потому что губернаторы становятся зависимыми не только от президентских полпредов, которые контролируют их деятельность, не только от разработанных для них показателей эффективности.

Но одновременно в Кремле губернаторам, что называется, подстелили соломки. Губернатор имеет возможность ставить вопрос о дисциплинарной ответственности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. То есть возникает такая интересная комбинация, которая, по сути дела, принуждает региональные власти и руководителей территориальных структур федеральных органов, с одной стороны, внимательно смотреть друг за другом, с другой стороны, договариваться о ненападении. Это своего рода система сдержек и противовесов. И, на мой взгляд, это лишнее подтверждение того, что этот инструмент не собираются очень активно применять. Это некий дамоклов меч, некая потенциальная возможность, которую достаточно сложно реализовать. Это дополнительный символический инструмент, но который может быть использован при определенных условиях.

Например, Кремль допускает, что где-то появляется губернатор от оппозиции. Понятно, что пока это сложно представить, но гипотетически это возможно. И если появляется такой губернатор, то ясно, что федеральные структуры получают негласную установку на то, чтобы относиться к нему пожестче и, что называется, при необходимости готовить соответствующие материалы. Таким образом, мы видим дополнительный механизм встраивания некремлевских губернаторов в вертикаль и обеспечения их лояльности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: